Абдал, ед. ч. бадал («заменяющие») — ранг в суфийской иерархии святых.
Абдал (тюр.) — дарвиш.
Абрар, ед. ч. барр («исполняющие обеты») — благочестивые; ранг в суфийской иерархии святых.
‘Абид — поклоняющийся, эпитет суфия.
Авардбурд (перс.) — регламентированный порядок отправления зикра с соблюдением контроля за дыханием.
Авкат, ед. ч. вакт — время.
Авлад ат-тарика — ассоциированные, мирские члены суфийского ордена.
Аврад, ед. ч. вирд — составленные в определенном порядке молитвенные формулы, читаемые во время отправления зикра.
Автад, ед. ч. ватад («колья») — ранг в суфийской иерархии святых.
Адаб («обычай») — нормативное поведение суфия по отношению к своему шейху и братьям по общине; правила, регламентирующие эти отношения, а также отправление религиозных обрядов; этика, предписывающая обращать внимание на то, как обрести довольство Аллаха. «Все благочестивые люди, достигшие святости и удостоившиеся счастья лицезреть Бога, достигли этих высоких степеней благодаря знанию правил вежливости и учтивости... В книге Маснави есть стих, смысл которого таков: «Человек, незнакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному только себе, но и другим; позор падает на главы его родителей и всех лиц, имеющих какое-либо к нему отношение».
Адаб аз-зийара — ритуал посещения могилы святого.
‘Азаба, мн. ч. ‘азабат («конец», «кончик») — чалма, повязанная таким образом, что ее свободный конец свисает либо сзади на затылок, либо над левым ухом — отличительный знак ряда орденов.
‘Азизан — термин, принятый в среднеазиатских источниках для обозначения членов школы хваджаган и шейхов ордена накшбандийа.
‘Алам ал-гайб («мир сокрытого») — мир, недоступный человеческому разуму.
‘Алам ал-джабарут («мир могущества») — мир, постигаемый проникновением в божественность и приобщением к ней; мир божественных имен.
‘Алам ал-лахут («мир божественности») — мир, не подлежащий никакому восприятию, поскольку явление, определяемое чувствами, растворено в безвременной единичности.
‘Алам ал-малакут («мир царствования») — невидимый, духовный, ангелический мир, воспринимаемый внутренним зрением и духовными качествами.
‘Алам ал-мулк ва-ш-шахада — мир явного и осязаемого, посюсторонний мир явлений.
‘Алам ан-насут («мир человечности») — материальный мир явлений.
‘Амм — обычные люди.
Арба’инийа — сорокадневное уединение, включающее обязательный пост, или собственно сорокадневный пост.
‘Ариф, мн. ч. ‘арифин, ‘урафа — тот, кому даровано мистическое знание.
Аркан («столпы»), ед. ч. рукн — первоосновы, основополагающие начала.
‘Аса — посох, один из символов принадлежности к ордену, вручаемый новообращенному члену.
Асма, ед. ч. исм — имя; ал-асма ал-хусна — самые прекрасные имена Аллаха (Коран, VII, 180).
Ата (тюр.) — отец, почтительное прозвище дервиша или святого человека.
Афлак, ед. ч. фалак — небесные сферы.
Ах — брат, см. мн. ч. ихван.
‘Ахд — обет, обязательство; ‘ахд ал-йад, ‘ахд ал-хирка — принесение обета, клятвы верности (бай’а), сопровождаемое особым образом пожатием руки (мусафаха) или облачением в сугубо суфийские одежды.
Ахз ал-’ахд, ахз ал-йад, ахз ал-йад ва-л-иктида, ахз ат-тарик, ахз ал-хиркат ал-ирада — принятие обета подчинения шейху; клятва верности муршиду; договор в связи с облачением в одежды суфия; принятие обязательства соблюдать правила поведения в обществе; принятие шейха за образец для подражания.
Ахзаб, ед. ч. хизб — индивидуальное проявление благочестия и поклонения; персональная молитва члена ордена.
Ахйар («самые лучшие») — ранг в суфийской иерархии святых; степень совершенствования суфия.
Ахл ал-ма’рифа — суфии.
Ахл ас-силсила — звенья генеалогической цепи духовной преемственности.
Ахл ас-суффа, асхаб ас-суффа — «обитатели навеса», жившие под навесом мечети бедные сподвижники Пророка Мухаммада (с.г.в.), рассматриваемые суфийскими авторами как образец аскетизма и праведности и почитаемые за самых ранних представителей суфизма.
‘Ашик («влюбленный») — возлюбивший Аллаха, суфий.