КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СУФИЙСКИХ ТЕРМИНОВ

Баба (тюр.) — религиозный бродячий проповедник, миссионер; старец-наставник.

 

Базгашт (перс.) — сдержанность, самообладание: во время зикра мысли не должны рассеиваться — второй постулат ордена накшбандийа.


Бай’а — клятва верности, даваемая при посвящении главе обители, ордена.


Бака — «пребывание» в божестве, созерцание Бога. Коррелятом и ступенью, предшествующей бака, является фана, понимаемая как самоуничтожение, исчезновение человеческих свойств. Количество определений фана и бака в суфийской литературе огромно; представители различных течений не раз вступали в полемику относительно трактовки этих понятий. Создание учения о фана и бака приписывается традицией мистику Абу Саиду ал-Харразу, полагавшему их высшей целью религиозной практики. Большинство авторов указывают, что фана и бака суть переживания, а не действительное субстанциональное соединение человеческого и божественного начал. Согласно учению Ибн Араби, бака есть возвращение мистика, постигшего божественную тайну всеобщего единства, к множественному миру. Достичь состояния бака можно аскезой, медитацией, упорным самосовершенствованием.


Барака — благословение, божественная благодать. Через святых или пророков баракат могут получить обыкновенные люди.


Барзах — «перешеек», промежуточный мир, «могильный мир». Еще одно название — Дарул Интизаар, место ожидания. Барзах — состояние между этим миром и Ахиратом, то он соединяет их. Подобно тому, что человек в Барзахе испытывает на себе блага или наказания Ахирата, имея возможность время от времени посещать свое будущее жилище, он еще осведомляется о событиях в этом мире, связанных с его положением в Барзахе.


Басмала — краткое обозначение начальной фразы всех (кроме одной) сур Кур’ана. Полная ее форма: бисмиллаахи-р-рахмани-р-рахим — «Во имя Аллаха милостивого, милосердного»; начальная фраза зикра.


Баст («расширение») — душевное состояние: радость, переполняющая (расширяющая) сердце.


Басырат — ви2дение «внутренним оком». Этот термин дважды упоминается в Кур’ане (12:108;75:14). Это качество и способность духовного сердца — очищенного и отполированного.


Батын — внутренняя сторона души человека.


Батыни — внутреннее, сокрытое, тайное знание.


Бид’а, мн. ч. бида’ — нововведение, заслуживающее порицания.


Бирр — благочестие.

А   Б   В   Г   Д   З   И   Й   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ш