КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СУФИЙСКИХ ТЕРМИНОВ

Ваджд — особое «экстатическое» состояние, упоение от близости к Аллаху.

 

Ваджх — лицо, лик.

 

Вазифа, мн. ч. вазаиф — должность, орденская служба; обязательная молитва ордена; ежедневные задания (молитвы, бдения и т. п.), предписываемые шейхом муриду.

 

Вакил — хранитель, должностное лицо (при медресе, мечети, обители), в ведении которого находились финансовые и административные дела.

 

Вакиф — тот, кто прекратил поиски, поскольку он пересек пределы времени и пространства и достиг искомого.

 

Вакфа — перерыв между двумя «стоянками» (макам).

 

Вали, мн.ч. аулийа — святой; у суфийских авторов — человек, достигший совершенства, познавший тайны «сокровенного» и способный лицезреть бога. Приблизительно в 10 в. в суфизме устанавливаются представления о невидимой иерархии аулийа, во главе которого стоит кутб.

 

Вара’ — осмотрительность, опасение, различение дозволенного и запретного. Одна из стоянок (макам). Избежание запрещенного ставится выше исполнения приказов (при том, что, разумеется, необходимо и то, и другое). Благодаря вара’ люди могут обрести превосходство над ангелами.

 

Варидат — откровения в широком смысле мистического озарения и опыта.

 

Васийа, мн. ч. васайа — рекомендации, даваемые шейхом в виде завещания своему преемнику или ученику.

 

Васила — средство приближения к Аллаху. Посредничество необходимо, т.к. Аллах посылает хидаят через посредство пророков и аулия. Тавассуль, т.е. обращение к посредничеству,— освященное религиозным законом действие с целью приближения к Аллаху.

 

Васита — посредник, в роли которого выступает муршид.

 

Васль — забвение самого себя и всего, кроме Бога, благодаря созерцанию лучей существования Всевышнего и Истинного Аллаха.

 

Вахда — единство; вахда фи касра — единство во множественности; вахдат ал-вуджуд — учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм; вахдат аш-шухуд — учение о единстве свидетельства или явления.

 

Вахдат ал-вуджуд — «единство бытия», учение, происходящее из концепции Ибн Араби. Божественное начало, стремящееся к самопознанию в творении, манифестирует себя в сущностях вселенной в соответствии с извечно существовавшими в нем прообразами. Конкретизируясь в мире, Абсолют остается тем не менее единственной подлинной реальностью; им обусловлено бытие отражающего его мира. В наивысшей мере атрибуты божественного начала воплощены в человеке; в «совершенном человеке» Абсолют познает себя во всей своей полноте. Бытие подвержено непрерывным изменениям, каждое новое богоявление отлично от предыдущих, чем объясняются различия в человеческих представлениях.

 

Вахи — божественное откровение, адресованное пророку.

 

Вахм — представление в мечтаниях.

 

Виладат сания — второе рождение, духовное рождение.

 

Вилайа — святость, пребывание под божественным покровительством; состояние и понятие святости; освящение, ниспосылаемое Богом обычным людям духовным путем.

 

Вираса — наследство (мистическое).

 

Вирд, мн. ч. аврад («доступ», «подход») — особая молитва ордена; молитва вообще; обязательная молитва ордена; мистический Путь, которому призван служить орден.

 

Вуджуд — существование; Бог как высшее существо, сущее во всем; состояние за пределами ваджда; восприимчивость.

 

Вукуф-и’адади — остановка на числе: зикр, читаемый про себя, должен быть повторен необходимое число раз. Десятый постулат ордена накшбандийа.

 

Вукуф-и’замани — остановка на времени: контроль за тем, как суфий проводит свое время (праведно — неправедно). Девятый постулат ордена накшбандийа.

 

Вукуф-и калби — остановка на сердце: в сердце должно находиться только имя Бога (постоянное поминание Аллаха Всевышнего в сердце). Одиннадцатый постулат ордена накшбандийа.

 

Вусла — союз, соединение, единение с божеством.

 

Вусул — союз, воссоединение (с Богом).

А   Б   В   Г   Д   З   И   Й   К   Л   М   Н   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ш